Детский дом "Надежда" (дошкольная группа) с. Белое Озеро
Социальная адаптация детей младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Глава Теоретический анализ проблемысоциальной адаптации.
1.1 Понятие социальной адаптации. Виды и критерии социальной адаптации (социально нормативногоповедения).
Важнейшим фактором и условием развития ребёнка выступает социальная среда.«Социальная среда – всё то, чтоокружает нас в реальной жизни, и прежде всего, люди, с которыми каждый индивиднаходится в специальных отношениях»[ ]. Социальнаясреда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование,включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказываютсовместное воздействие на психическоеразвитие и поведение ребёнка. В их число входит: 1.Микросреда. 2.Косвенные социальные образования, воздействующие на ребёнка. 3.Макросреда.
Микросреда –это ближайшее окружение, всё то, что непосредственно влияет на человека. В нейон формируется и реализует себя как личность. Это семья, группа детского сада,школьный класс, в дальнейшим – производственный коллектив. Косвенные социальные образования – это образования, несвязанные на прямую с ребёнком.Например, производственный коллектив, где трудятся его родители,непосредственно связан с ними, но лишь косвенно – через родителей – с ребёнком. Макросреда –это система социальных отношений в обществе. Её структура и содержание включаютсовокупность многих факторов, в числекоторых на первом месте экономические, правовые, политические, идеологические идругие отношения. Отношения между людьми имеют очень широкий диапазон. Как в масштабахмакросреды, так и в условиях микросреды. Не всегда, например, дедушка и бабушкамогут находиться рядом с ребёнком. Но рассказ отца о дедушке, егокачествах как человека может оказать не меньшее воздействие на ребёнка, чемпрямой контакт с ним. Социальнаясреда, в которую попадает ребёнок.Выступает детерминирующем факторомреализации его потребностей и запросов, является важнейшим условием раскрытияего социальной сущности как человека. Однако социальную компетентность ребёнокприобретает только через свой опыт, общение через непосредственный контакт сосверстниками и взрослыми в семье, в детском саду, школе, на улице благодарясобственной активности. Понятие «адаптация» ( от латинского слова adapto – приспособляю)– это приспособление организма к внешним условиям. Человек, согласноС.А.Акатову[ ], изначально обладает стремление к внутренней цели, всоответствии с которой приводятся в действие все без исключения проявления егоактивности. Эта внутренняя цель раскрывается в понятии адаптивная направленность всех психических процессов и поведенческихактов. Сюда входят процессы приспособления человека к природной и социальнойсреде. В зависимости оттрактовки целей жизни деятельности индивида выделяют следующие вариантывозможной направленности адаптации: 1) гомеостатическийвариант - адаптивный исход состоит вдостижении равновесия; 2) гедонистическийвариант - адаптивный исход состоит внаслаждении, в избегании страданий; 3) прагматическийвариант – адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе. Существуют такие понятия как «адаптивность – не адаптивность». Адаптивность –выражается в согласовании цели и результатов усилий по еёдостижению. Не адаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности ребёнкаскладываются противоположные отношения: намерение не совпадает с деянием, замыселс выполнением, побуждении к действию – сего итогами. Несовпадение цели и результата является определяющейхарактеристикой не адаптивности. В связи с широкой трактовкой понятия адаптация различают несколько её видов. Применительно к процессусоциализации нас будет интересовать социальная адаптация. Социальнаяадаптация - это постоянный процесс активногоприспособления человека к условиям социальной среды. Процесс адаптации к окружающей социальной среде идётнепрерывно. Первые уроки социальной адаптации ребёнок получает в семье. Ребёнокучится взаимоотношению с людьми. Но социальная жизнь не ограничивается рамкамисемьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь являются детский садшкола и т.д. В числе основных факторов, определяющих степень успешностивхождения ребёнка в социальную среду, выступают особенности самого ребёнка иособенности микро – социальной среды, вкоторую он включается. К индивидуальным особенностям ребёнка, от которыхзависит эффективность адаптации, относят его эмоциональные и интеллектуальныесвойства, а также некоторые характерологические и типологические особенности. Взависимости от этих особенностей ребёнка два основных типа адаптивногопроцесса: активный и пассивный. Активный тип адаптивности.Для него характерна целеустремлённость ребёнка илиподростка в налаживании контактов со сверстниками или другими людьми, активныйпоиск товарищей не основе общих интересов. Детей этого типа временные неудачине разочаровывают, а побуждают к большей активности. Пассивный тип адаптации характеризуетсянекритичным, конформным принятием цели и целостных ориентаций группы. Тип адаптации существенно сказывается на социализацииребёнка и усвоении им социального опыта. Исходя из типологического подхода кизучению личностных особенностей, выделяют следующие типы формирования личностии взаимодействия её с окружающей средой; гармоничный,доминирующий, чувствительный, комфортный, тревожный, интровертный,инфантильный. «Они обуславливаютизбирательную чувствительность к различным патогенным воздействиям и определяютэффективность адаптации ребёнка кокружающей среде». [ ] 1.Гармоничныйтип формирования личности и взаимодействия с окружающейсредой. У детей этого типа в равной мере сформированы все личностные свойства.Они общительны, уверенны в себе, успешно контролируют своё поведение, у нихнизкий уровень тревожности и напряжённости. Однако при всей устойчивости их личностной структуры можно неправильным воспитанием нарушитьестественный процесс развития личности. При обнаружении признаков неуверенностирекомендуется обратить внимание на микросоциальную ситуацию их появления иразвития и попытаться устранить или снизить психотравмирующие факторы. Среди детей гармоничного типа выделяется особая группа,отличающаяся повышенным уровнем возбуждения и двигательной активности. Такимдетям полезна, постоянная двигательная разрядка для снятия перенапряжения. 2.Социально –ориентированный тип личности.Подобно гармоничному типу обладает устойчивой структурой личности. Дети этоготипа отличаются старательностью, добросовестностью, но их выделяет сильнаязависимость от ситуации, потребности поступать согласно существующим нормамповедения. Конфликтная ситуация возникает, если они не справляются с учебнойнагрузкой. У детей этого типа страдает развитие вербального интеллекта по типусоциально – педагогической запущенности, культурной задержки развития. 3.Доминирующийтип. Отличительная особенность стремление к самостоятельностии независимости, самоутверждению. Большинство - мальчики. Они непоседливы, часто нарушают дисциплину, стараясьвсячески привлечь внимание окружающих. Существует два варианта доминирующеготипа: 1)дети, склонные к лидерству; 2) дети, проявляющие интровертированные черта. Они тщеславны и ждут похвалы. Для детей этого типаконфликтная ситуация может возникнуть в том случае, если окружающие их людиделают попытку подавить, подчинить их. В ответ они могут проявить агрессию,вступают в драку и другие конфликты. 4. Тревожныйтип. Характерна повышеннаяэмоциональная неустойчивость, излишнее волнение, тревожность. Ведущаядеятельность для них – общение. Повышенная тревожность и напряжённость детейэтого типа обусловлена чаще всего биологическими факторами – неблагополучиемвнутриутробного развития, последствиями инфекционных заболеваний в раннемдетстве. 5.Интровертированныйтип. Особенности этого типа – направленность напознавательную деятельность. Они замкнуты, малообщительны, вследствие чегопроявляют повышенную возбудимость, тревожность и напряжённость. Для них малоприемлемы коллективные формы работы. По уровню активности детей этого типаделят на две подгруппы: активную и пассивную. Пассивный вариант –характерны черты: рассеянность, уход в себя. Активный вариант - повышенная возбудимость, иногдаагрессия. Недостаточный самоконтроль может снизить продуктивностьдеятельности. Способ реагирования на конфликты зависит от уровня активности. Пассивный вариант – самоизоляция; активный – реакцияпротеста, агрессия по отношению к окружающим. У детей с интеллектуальной недостаточностью затрудненовзаимодействие в социальной среде, ограничена возможность адекватногореагирования, они испытывают трудности в достижении целей в рамках существующихнорм. Эти трудности, особенно, заметны становятся в те моменты жизни, когдавозникает необходимость привычных стереотипов адекватного поведения. Наиболееострым для ребёнка с ограниченными возможностями периодом становится, например,начало обучения в школе, когда ему необходимо проявить способности к обучению иобщению. Эффективность адаптации существенно зависит от того,насколько адекватно ребёнок воспринимает себя и свои социальные связи:искажённое или недостаточно развитое представление о себе ведёт к нарушениямадаптации. Т.е. для большей эффективности социальной адаптации детей сограниченными возможностями необходим комплекс целенаправленных воздействий,ориентированных как на семью, так и на лечение и профилактику соматическихрасстройств, коррекцию интеллектуальных, эмоциональных и личностных нарушений,создание благоприятного климата в группах, классах, нормализацию межличностныхотношений и др. Мы предполагаем, что ключевой характеристикой социальной адаптации у детей являетсяизучение социальной компетентности. Отражая их биологические и, главнымобразом, социальные влияния, оно определяет социально – личностное развитиедетей. Задача формирования социальной компетентности уподростков и молодёжи сегодня является первостепенной в свете главных ценностеймирового сообщества – создание более человечного и справедливого мира. Прошлому столетию принадлежит ряд замечательных открытийи достижений в области научного прогресса. В то же время в значительной мере обострились противоречия в экономическом исоциальном развитии. Об этом свидетельствуют угрозы, нависшие над окружающейсредой, рост наркомании и девиантного поведения, увеличение невостребованностина рынке труда. По оценкам ведущих экспертов Совета Европы в областиобразования [ ], центр проблематики XXI будет состоять в преодолении следующих противоречий: - между общим и частным как постепенное превращениечеловека в гражданина мира без потери своих корней: происходит глобализациякультуры, одна из опасностей которой – потеря уникальности каждого человека егоспособности выбрать свою судьбу и реализовать свой потенциал; - между традициями и современными тенденциями: связьнезависимости со свободой и развитием других; - между значительным ростом информации и возможностьюкаждого человека в отдельности эту информацию усвоить. Для преодоления этих противоречий обществу необходиморешить основную задачу – научить своих членов жить вместе, развивая знания одругих. В качестве базы совместного проживания рассматриваетсясоциальная компетентность. Что же такое социальная компетентность? Понятие «компетентность»традиционно рассматривалось как обладание знаниями, позволяющими судить о чём –либо, высказывать резкое авторитетное мнение. Ведущее мнение в данном подходе копределению компетентности отводится когнитивному компоненту – знаниям. Нотолько знания не могут обеспечить человеку адаптацию в обществе и добитьсявысоких результатов в какой – либо деятельности. Компетентность не может бытьсведена к просто знаниям. Быть компетентным не значит быть учёным или образованным. Судить о наличиикомпетентности возможно только по результатам деятельности человека. Дляосуществления деятельности необходимо наличие умений. Следовательно, в понятиекомпетентности необходимо встраивается умение выполнять определённые функции наоснове конкретного знания. Компетентность в этом случае может быть определенакак наличие определённых знаний и умений ими оперировать. Такой подход копределению компетентности можно назвать когнитивным. Аргайл М. в своей книге «Психология межличностногоповедения» рассматривает понятие «общая социальная компетентность». Еёосновными компонентами им называются: социальная сензитивность; основные навыки взаимодействия; навыки одобрения и вознаграждения; равновесие, спокойствие, как антитеза социальнойтревожности;[ ] Рубин К. и Роуз – Крэспо Л. [ ] вносят в модельсоциальной компетентности понятиесоциальных сценариев (то есть шаблонов поведения в хорошо знакомойситуации), делая упор на работу синформацией. Немецкие психологи Пфингстен У. и Хинтч Р. [ ], изучая социальнуюкомпетентность, делают акцент не на знаниях и умениях взаимодействия, а наспособах поведения, социальных сценариях, которые в определённом наборесоциальных ситуаций ведут к долгосрочному благоприятному соотношениюположительных и отрицательных следствий. В отечественной психологии наибольший интереспредставляют работы Абульхановой – Славской К. А. посвящённые феноменусоциального мышления [ ]. Мышление определяется автором как социальное непотому, что оно является мышлением социального существа, а потому, что этомышление личности о социальной действительности, которая является его объектом.Мышление о социальной действительности отлично от мышления, решающего задачипредметного мира. Его конкретным предметом являются взаимоотношения людей,социальные процессы, в которых реализуются общественные отношения, сами люди сособенностями их поведения, сам жизненный путь личности. Социальное мышление имеет и свои механизмы, отличные отобщепсихологисческих. Эти механизмы отвечают логическим законам, нообнаруживают и специфическую социальную логику, нацеленную на связь познания сдеятельностью, с практическим преобразованием действительности. Познание мира –это выявление его объективных связей и взаимоотношений, не зависящих отсубъекта познания. Познание же в практической деятельности раскрываетособенности, связанные с субъектом познания. Следовательно, социальное мышлениевключает в себя два диалектически противоположных качества: независимостьпознания мира от субъекта и оценку мира, зависящую от субъекта. В качествеосновных процедур социального мышления Абдульханова – Славская К.А. выделяеткатегоризацию, интерпретацию и проблематизацию социальной действительности.Развитое социально мышление характеризуется своими особыми процедурами. Этопонимание – интерпретация информации, ценностей, сообщений, предлагаемыхобществом индивиду. Понимание предполагает достижение идентичности того, чтовоспринимается, с тем, что передаётся, и включение информации в свою концепцию.Понимание достигается интеллектуальным трудом и не возможно без развитойлюбознательности индивида. Другая процедура социального мышления – проблематизация.Человек осознаёт противоречия между двумя социальными событиями, формулируетпроблему и пытается её разрешить. Проблематизация зависит от наличия интереса кданной области деятельности от глубины знаний. Третья составляющая социального мышления состоит встепени развития способности к диалогу. При коммуникации двух людей, имеющих собственное мнение и желающих прийтик единому, каждый из них должен совершить мыслительные преобразования:определить видение партнёром своей позиции, соотносить это со своим видениемего позиции и со своей реальной позицией. Способность к этим преобразованиям составляет сутьдиалогичности мышления. Не менее важнымумением диалогичности является внутреннее оппонирование с самим собой. Личностьне просто принимает на веру усваиваемое, но обладает внутренней критичностью,способность развернуть систему образований. Сформированные механизмы социального мышленияобеспечивают человеку способность вырабатывать такие решения, с помощью которыхпреодолевались бы, казалось, неразрешимые жизненные проблемы. В принятиинеобходимых решений в жизненных ситуациях и состоит сущность социальногомышления. Следовательно, социальное мышление обеспечивает социальнуюкомпетентность человека как определённый уровень социально организованных знаний и умение их применять для решенияпроблем в социальных ситуациях. Ещё одним подходом в знание – умениевой парадигмерассмотрения компетентности является изучение социально – психологическойкомпетентности. Социально – психологическая компетентность понимается какзнание закономерностей проявления психики объектов взаимодействия, физическихзакономерностей проявлений материального мира, осознание таких своихспособностей, которые позволяют успешно действовать в мире разного родаотношений [ ]. Поскольку понятие «социальная компетентность» предполагаетпрежде всего взаимодействие с другими, то авторами рассматриваетсякомпетентность в общении, коммуникативная компетентность как основакомпетентности социально – психологической. Коммуникативная компетентностьпредполагает способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты сдругими людьми. В состав компетентности включена некоторая совокупность знанийи умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.Авторы рассматривают компетентность с точки зрения деятельностного подхода ивыделяют такие базовые составляющие, как планирование, осуществление и контрольсоциальных действий. В рамках этого подхода определён набор конкретных знаний иумений, необходимых компетентному человеку, разработан репертуар техник иметодов оценки уместности их использования. В работе Коблянской Л.И. [ ] социальная компетентность определяется какумение выбрать социальные ориентиры и умение организовать свою деятельность всоответствии с этими ориентирами, основой которых служит социально –психологическая подготовленность и коммуникативная компетентность. Более широко и подробно понятие социальной компетентности проработано в исследованияхКунициной В.Н. [ ]. Она предполагает следующее определениепонятия «социальная компетентность»: «это система знаний о социальнойдействительности и себе, система сложных социальных умений и навыковвзаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющихбыстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знание дела, учитываясложившуюся конъюнктуру, действуя по принципу «здесь и сейчас наилучшимобразом», извлекать максимум возможностей из сложившихся обстоятельств». Вструктуру социальной компетентности она включает: -оперативную социальную компетентность ( знание осоциальных институтах, их представленности в обществе, функционированиисоциальных групп, требовании современного репертуара ролевого поведения); -вербальную компетентность (уместность высказываний, учётконтекста, вариативность интерпретации информации); -коммуникативную компетентность (владение сложнымикоммуникативными навыками и умениями, знание и соблюдение культурных норм иограничений); -социально – психологическую компетентность(межличностная ориентация, умение решать межличностные проблемы, сценарииповедения в сложных ситуациях); -эго – компетентность (осознание своей национальной,половой, групповой принадлежности,знание своих сильных и слабых сторон, понимание причин своих промахов и ошибок,знание о механизмах саморегуляции и умение ими пользоваться). В трудах по психологии профессионализма представленаболее широкая трактовка компетентности. Компетентность определяется не толькокак обладание человеком способностью и умениями выполнять определённые функции,но и как сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющеедействовать человеку самостоятельно и ответственно. Социальная компетентность вданных работах рассмотрена как составляющая профессиональной компетентности. В социальную компетентность в качестве основныхсоставляющий здесь включены социальная ответственность за свои поступки, гибкаясмена социальных ролей, умение воздействовать на процессы изменения вмежличностных отношениях, направленность деятельности на других людей, ихдуховное обогащение, владение приёмами самовыражения и самореализации. Ключевыми составляющими компетентности отмеченыличностные качества, обеспечивающие ответственное саморегулируемое поведениеличности в обществе. Ведущая роль в данном подходе отводится мотивированностипроявления знаний, умений и поведенческих сценариев. Личностное качество,согласно утверждению Божович Л.И. [ ],есть систематическое образование, представляющее собой устойчивый мотив вместес привычными формами его реализации. Без устойчивой мотивировки проявления всехзнание – умениевых составляющих социальной компетентности невозможнокомпетентное поведение. Поэтому нас интересуют личностные качества каксоставляющая компетентности. Необходимо усилить ценностную составляющуюсоциальной компетентности. Именно такой подход представляется наиболееинтересным с точки зрения современных требований общества к образованию.Растущая взаимосвязь обществ приводит к совместному анализу рисков, осуществлению совместных проектов, разумномуи мирному решению неизбежных конфликтов. К основным элементам обучения совместной жизни СоветЕвропы относит вооружение членов общества некоторым наборам социальныхкомпетенций, которые определяет как ключевые: компетенции, связанные со способностью брать на себяответственность, участвовать в совместном принятие решений, регулироватьконфликты; компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе:понимание различий между людьми, уважение, способность жить с людьми другихкультур; компетенции, определяющие владение устным и письменнымобщением; компетенции, реализующие способность саморазвития исамообучения. Достижение человеком этих компетенций составляет основуего социальной компетентности, обеспечивает адаптивность в развивающемсяобществе. Главная роль в перечне компетенций отводится личной культуре молодогочеловека, обеспечивающей ему возможность жить в поликультурном обществе сразличными людьми. Личностная культура должна рассматриваться как основополагающая составляющая социальнойкомпетентности. Ввиду сложности современного мира, скорости происходящих изменений как вобласти знаний и источников информаций, так и в социальной сфере, особое местов процессе социализации занимает личностная культура человека. Только общаяличностная культура в сочетании с гуманистическими её составляющими позволитмолодым людям познать свою личность , понять окружающий мир и адекватносоциальным условиям вписаться в социум и активно участвовать в егопереустройстве. Будучи непростым накапливанием знаний, общая личностнаякультура, нацеленная на развитие соответствующего образа мыслей, поведения,способа деятельности в социуме, делает возможной социальную компетентность. Психологическим содержанием такой культуры являютсяценностные ориентации. Анализ различных подходов к определению социальнойкомпетентности и принятие в качестве главной ценности современного социумачеловека, имеющего право свободного выбора и умеющего совершать этот выборсознательно и ответственно, позволяют нам рассматривать социальнуюкомпетентность как целостное единство трёх её основных компонентов: 1-знания, умения и навыки, обеспечивающие эффективнуюсоциальную деятельность индивида, включая владение совместной деятельностью,сотрудничеством, приёмами конструктивного общения, в том числе в проблемных дляличности ситуациях; 2-сочетание определённых личностных качеств, позволяющихиндивиду действовать самостоятельно и ответственно; 3-сформированность ценностных ориентаций, позволяющихжить в поликультурном обществе и обеспечивающих принятие различных культурвозможность самовыражения без отрицания других культур. На основе анализа научных работ отечественных изарубежных исследователей было определено понятие социальной компетентности,выделены её составляющие.
1.2 Особенности социальной адаптации умственно отсталыхдетей младшего школьного возраста.
Система социализирующей деятельности ОУ VIII вида. В концепции специальногообучения [ ] и воспитания детей с нарушениями умственного и физическогоразвития, в исследованиях ведущих дефектологов страны( Т.А.Власова, А.П.Гозова,А.Г.Литвак, В.И.Лубовский [ ]) коррекционно – педагогическая работаопределяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей. Б.К.Тупоногов утверждает«Поскольку коррекционно – педагогическаяработа в специальной школе для аномальных детей определена как система, то мыдолжны установить и порядок этой системы, её иерархическое положение насистемной лестнице, отношение к системе более высокого уровня. Это положение определяется целями изадачами, которые ставятся перед системой». Так как цель коррекционнойработы заключается в исправлении (до развитии) психологических и физическихфункций ребёнка в процессе общего его образования, подготовки к жизни и труду,то место коррекции чётко вырисовывается в этой системе. Чтобы правильноопределить содержание коррекционной работы в специальной школе, необходимоувязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования. Самтермин образование, его сущность, вомногих исследованиях трактуется неоднозначно, много разночтений в терминологическом значении иструктурном построении таких компонентов образования, как обучение, воспитание,развитие. В.С.Леднев дал наиболее полное понятие: «образование - этоорганизуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующимипоколениями последующим социально значимого опыта. В этом процессе,характеризующимся содержанием, формами, выделяют 3 основных аспекта: познавательный,обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности; физическое и умственное развитие. Ведущейдеятельностью в образовании является учебная». Таким образом,образование включает в себя три основных части: образование, воспитание иразвитие. Определивтриединство образовательной системыможно определить и подсистемность коррекционной работы. В этих целяхпостараемся определить и найти расшифровку каждого коррекционного процесса: 1.Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях исредствах преодоления недостатков психического физического развития и усвоениеспособов применения полученных знаний. 2. Коррекционное воспитание – это воспитаниетипологических свойств и качеств личности, свойственных специфике деятельности (познавательной, трудовой,эктенической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде. 3. Коррекционное развитие – исправление недостатковумственного и физического развития, совершенствование психологических ифизических функций сохранной сенсомоторной системы и нейродинамическихмеханизмов компенсации дефекта. Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мереразвивают, что относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекцияразвития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессеспециального обучения пересматриваются психические и физические функции,формируются механизмы компенсации дефекта, им предаётся новый характер. В ходекоррекционного развития накапливаются и изменяются состояния и свойстваличности по мере того как происходит усвоения 12 октября 2014 в 20:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.